Правила разработаны в соответствии с «Типовыми правилами пользования библиотеками в Украине» с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом министерства культуры и искусств Украины от 25.05.2001р. №319 и зарегистрированными в Министерстве юстиции Украины 22.06.2001р. № 538/5729.
1. Общие положения
1.1. Правила пользования библиотекой, разработаны в соответствии с Законом Украины «О библиотеках и библиотечном деле», распространяются на все действующие библиотеки всех форм собственности и подчинения и организацию библиотечного дела.
1.2. Правила пользования разработаны в соответствии со статусом, целевого назначения, состава пользователей, специализации библиотечных фондов.
2. Права пользователей
2.1. Каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального происхождения, политических и религиозных убеждений, места жительства, а также предприятия, учреждения, организации имеют право на библиотечное обслуживание на территории района, которое может быть в форме: абонемента (в том числе межбиблиотечного), читального зала, дистанционного обслуживания средствами телекоммуникации.
2.2. Пользователи библиотеки имеют право:- Бесплатно пользоваться информацией о составе библиотечных фондов через справочно поисковый аппарат;- Бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;- Бесплатно получать во временное пользование документы из фондов библиотеки, кроме документов, приобретенных за средства, полученные от хозяйственной деятельности библиотеки;- Получать информацию из других библиотек, пользуясь Интернетом;- Пользоваться другими видами услуг, в том числе на платной основе;
2.3. Пользователи имеют право получить для работы вне библиотеки единовременно не более 5 документов сроком до 30 дней. Срок пользования новыми поступлениями, документами повышенного читательского спроса, периодикой может быть уменьшен до 15 дней. Количество библиотечных документов, выдаваемых в читальном зале, не ограничивается.
2.4. Пользователи имеют право выносить документы за пределы библиотеки, если они записаны в формуляре или другом учетном документи.Термин пользования документами по просьбе пользователя может быть продлен, если на них отсутствует спрос других пользователей.
2.5. Редкие и ценные документы, справочные издания, а также издания, полученные по МБА, выдаются для пользования только в читальном зале.
2.6. При предоставлении пользователям документов, которые имеют повышенный спрос, домой библиотекой определяется размер средств, которые передаются пользователями как обеспечение выполнения ими обязательств по возврату полученных в библиотеке документов. За детей средства вносят родители или лица, под надзором которых находятся дети. Если полученные в библиотеке таким образом документы не возвращаются пользователями в указанный срок и действия по их возврату не имеют результата, то средства зачисляются на текущий счет библиотеки и используются на приобретение или переплет библиотечных документов.
2.7. В случае отсутствия в библиотечном фонде нужных документов пользователь имеет право получить их (или копии) из других библиотек через МБА или внутрисистемный книгообмен.
2.8. Лица, временно проживающие в зоне обслуживания библиотечного учреждения, имеют право пользоваться только его читальным залом или получить документы домой в порядке, указанном в пункте 2.6
2.9 На библиотечное обслуживание вправе пользователи детского и юношеского возраста.
3. Обязанности пользователей
3.1. Для записи в библиотеку граждане предъявляют паспорт или документ, который его заменяет, знакомятся с правилами пользования библиотекой, подписывают обязательства их выполнять и дают сведения для заполнения читательского формуляра.В случае изменения места жительства, указанного в паспорте, пользователь должен немедленно сообщить об этом библиотеку в месячный срок.Дети и подростки до 16 лет записываются в библиотеку на основании документа, который предъявляют их родители, учреждения или лица, под надзором которых находятся дети.
3.2. Пользуясь документами из библиотечного фонда, читатель должен бережно относиться к ним; при получении документов должен проверить их количество и наличие повреждений и в случае выявления дефектов предупредить об этом библиотекаря, который обязан сделать на документах соответствующую отметку. В противном случае ответственность за выявленные в книгах дефекты несет пользователь.
3.3. Каждый документ, выданный на абонементе, фиксируется в читательском формуляре и подтверждается подписью пользователя.
3.4. Пользователь, который потерял или повредил документ из фонда библиотеки, а также полученный через МБА, внутрисистемный книгообмен по договоренности с библиотекой, должен заменить его аналогичным или документом, признанным равноценным, или возместить его рыночную стоимость. Размер возмещения определяется библиотекой.
3.5. За потерю или порчу документа из фонда библиотеки несовершеннолетним пользователем ответственность несут его родители, учебное заведение или учреждение, под надзором которых он находится.
3.6. Пользователь, который нарушает правила пользования библиотекой, лишается права посещать ее на срок, который определяется библиотекой. Материалы о злостном нарушении правил пользования библиотекой могут быть переданы в суд в соответствии с действующим законодательством Украины.
3.7. Пользователи в библиотеке должны соблюдать тишину. Лица в нетрезвом состоянии и неопрятной виде в библиотеку не допускаются. Курить разрешается только в специально отведенном месте.
3.8. Документы, полученные из фондов библиотеки, пользователь должен возвращать в установленные сроки. В случае нарушения сроков пользования документами выплачивается пеня за каждый просроченный день.
3.9 Пользователи несут ответственность за несанкционированное использование созданных библиотекой баз данных, других объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством.
4. Обязанности библиотеки по обслуживанию пользователей
Библиотека обязана:
- Информировать пользователей о всех видах услуг, которые предоставляет библиотека, в т.ч. и платы;
- Создавать условия для использования библиотечного фонда, работы в библиотеке, оказывать помощь в подборе необходимых документов;
- Заботиться о культуре обслуживания пользователей;
- Формировать у пользователей потребность в информации, пользовании библиотеками, способствовать повышению культуры чтения;
- Удовлетворять потребности в создании при библиотеках читательских объединений, клубов по интересам;- Систематически осуществлять контроль за своевременным возвращением в библиотеку выданных пользователям документов;
- Не использовать сведения о пользователях библиотеки и их интересы с любой целью, кроме научной, без их согласия;
- Учитывать читательские запросы при формировании фонда, проведении массовых мероприятий;
- Создавать читательские советы;- Отчитываться перед пользователями библиотеки и общественностью.
Кол-во просмотров: 22